Особенности социально – коммуникативного развития детей 4-5 лет
Консультация
Воспитатель: Баишева С.Ю.
Социально-коммуникативное развитие ребенка – это умение устанавливать и поддерживать контакты с окружающими людьми, со сверстниками. С помощью этих контактов ребенок может адекватно воспринимать и реагировать в процессе общения на окружающую действительность. Социально-коммуникативное развитие требуется для того, чтобы в дальнейшем ребенок не испытывал проблем в общении с членами разных коллективов и превратился в полноценного члена общества.
Важнейшими навыками являются следующие:
— постижение главных ценностей и моральных норм, принятых в обществе;
— формирование у ребенка умения принимать решения и самостоятельности;
— помощь малышу в усвоении основных правил общения со сверстниками и старшими детьми;
— научить ребенка проявлять такие эмоциональные составляющие общения, как доброта, отзывчивость, сопереживание;
— воспитание у детей уважения к собственной семье, ровесникам, взрослым и к обществу в целом;
— помочь в выработке у детей позитивных установок, касающихся творчества и труда;
— привитие детям основ поведения, безопасного для их собственной жизни, а также жизни окружающих людей – где бы то ни было (дома, на природе, в обществе)
Игра – лучший метод социально – коммуникативного развития детей. Игровая деятельность обязательно должна соответствовать детскому возрасту, к тому же ребенок должен ощущать, что может управлять событиями в игре. Лищь тогда он не только поймет важность и смысл взаимоотношений между людьми, но и определит в них свое место, что поможет формированию опыта и навыков общения, необходимых не только на этом этапе развития, но и в будущем.
Игра «Эмоция»:
В ней ребенок получает ценный опыт выражения эмоций, учится правильно их распознавать у других детей и соответственно им реагировать. Ребенку можно предложить изобразить собственные эмоции, после чего другие участники игры, которыми могут быть не только дети, но и взрослые, должны отгадать, какую эмоцию он изобразил.
Игра «Ситуация»:
Взрослый участник предлагает ребенку смоделировать какую – нибудь ситуацию. Например, ребенок выиграл в соревновании, а его друг проиграл и сильно расстроился. Что делать победителю?
Игра «Подарок для всех»
Детям дается задание: Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты сделал? Интересно послушать и посмотреть, что дети сделают: для себя, для друзей, группы или для семьи
С помощью подобных игр дети не только получают прекрасный опыт общения, развивая свои социально- коммуникативные навыки, но и приобретают на будущее коммуникативную компетенцию. Кроме того, они подготавливаются к безболезненной социализации, когда ребенку придется самостоятельно, без помощи взрослых, реагировать на события, принимать решения и участвовать в этих событиях.