«Развитие логико-математического мышления посредством логических развивающих игр, заданий и упражнений в средней группе»

Рубрика: Радуга


В среднем дошкольном возрасте дети активно осваивают средства и способы познания. В процессе сравнения предметов дошкольники более дифференцированно различают проявления свойств, не только устанавливают их «полярность», но и сравнивают по степени проявления.

Средний возраст — начало сенситивного периода развития знаково-символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целом и для формирования готовности к школьному обучению.

В среднем возрасте необходимы игры:

  • на сравнение предметов по различным свойствам;
  • группировку по свойствам;
  • воссоздание целого из частей;
  • сериацию по разным свойствам;
  • игры на освоение счета.

В нашей группе мы включаем в образовательную деятельность множество логических развивающих игрзаданий и упражнений. Хочу познакомить вас с ними, так как именно они развивают логическое мышление, сообразительность, способность к анализу.

Блоки Дьенеша часто называют кубиками. Но это не обычный конструктор. В наборе, состоящем из 48 деревянных или пластиковых элементов, нет даже двух одинаковых блоков. Каждый из них различается по форме, цвету, размеру или толщине. Такие свойства кубиков позволяют им быть многофункциональным средством для понимания основных логических операций (сравнение, классификация, обобщение и др., формируют навыки моделирования, способствуют проявлению фантазии и воображения.

Условно можно выделить следующие последовательные цели методики:

  • научить выделять свойства;
  • сравнивать объекты по выявленным свойствам;
  • классифицировать и обобщать признаки объектов;
  • понимание языка символов и связанных с ним операций.

Кроме блоков Дьенеша, необычным и полезным игровым материалом являются палочки Кюизенера. С их помощью развивается моторика, память и логика, происходит познание основ геометрии, быстрее усваивается состав числа и математические действия с ними.

Логические блоки Дьенеша, как и цветные палочки Кюизенера, можно смело назвать «играми на вырост». Но чтобы они не наскучили малышу и действительно приносили пользу, мы контролируем и направляем процесс игры, усложняя задания от занятия к занятию.

Еще одна занимательная и увлекательная игра: математический планшет — это дидактическая игра в виде квадратного поля со столбцами, на которые натягиваются разноцветные резиночки. Несмотря на свое «математическое» название, это пособие универсально. Занятия с ним тренируют различные виды мышления: не только логическое и пространственное, но также образное и творческое. Математический планшет становится полем для исследований ребенка, реализации его собственных идей.

Люблю использовать в работе с детьми и развивающие игры Никитина. Например, «Сложи узор». Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию. Или же «Сложи квадрат» Целью которой, является развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части, формирование логического мышления и умения развивать сложную задачу на несколько простых. Дети с удовольствием из разноцветных кусочков различной формы складывают квадраты. Есть разные уровни сложности, не все дети справляются с этими заданиями, кто-то сам пытается собрать, кому-то нужна помощь, есть дети, которые могут сделать только по образцу. Но самое главное, что интерес поддерживается на протяжении долгого времени, тем самым воспитывается усидчивость и настойчивость. Особенностью игры «Уникуб» как и прочие игровые пособия Никитина, является высокая вариативность игр, что позволяет постепенно повышать их уровень сложности и адаптировать их под любой возраст игрока, и мы ее тоже начали использовать.

Немаловажную роль занимает организация самостоятельной деятельности в специально организованной развивающей среде. В свободном пользовании у детей находятся разнообразные логико – математические игры.   Постоянная смена этих игр поддерживает интерес к ним. Логическая игра «линии» привлекает и удерживает внимание даже гиперактивных детей, которые терпеливо и с интересом выполняют правила игры.

Опыт показывает, что воспитатель, умеющий правильно подбирать игры, стимулировать самостоятельную познавательно-игровую деятельность дошкольников «обречен» на хороший результат. Результатом освоения детьми игр в нашей группе стало развитие у них интереса к познанию «Хочу все знать!», к участию в играх, как индивидуальных, так и коллективных. Дети стали заявлять«Хочу играть!»«Хочу новую игру!»«Хочу играть по-другому», «Хочу играть с., (называет сверстника, хорошо владеющего игрой)», «Давайте еще поиграем!»«Жалко, ЧТО так мало.» И мы это приветствуем. Значит, у них развивается умение думать, осознавать сущность допущенной им ошибки, прогнозировать дальнейший ход игры. Дети стали более настойчивыми, сосредоточенными в деятельности, способными к проявлению инициативы.

Мышление-это процесс, при помощи которого человек решает поставленную задачу. У детей дошкольного возраста основными видами мышления являются наглядно-действенное мышление и наглядно-образное мышление. На основе образного мышления формируется логическое мышление.

Что же такое логическое мышление?

Логическое мышление-это мышление путем рассуждений или построение причинно-следственных связей.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития.

Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического. Основной неотьемлемой частью развивающей среды являются игры. Детей учу играть в шашки, шахматы. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Играя ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности. Роль взрослого в этом процессе-поддерживать интерес детей, научить играть в новую игру.

Работу по использованию дидактических игр, как образовательного средства, необходимо вести в несколько этапов.

На первом этапе необходимо сформировать у детей игровые умения, учить правилам игры, способам взаимодействия.

На втором этапе работы необходимо добиваться, чтобы полученные знания и умения дети могли самостоятельно использовать для решения проблемно-игровых задач ( «Скажи наоборот», «Бывает-не бывает», «Назови числа больше(меньше) этого», «Что далеко, что близко», «Найди ошибки», «Танграм» и др. отгадываем загадки с детьми- загадки помогают в развитии самостоятельного мышления.

 

 

 
Сведения об учреждении
Ссылки

Наверх