Учитель-логопед
Консультация для родителей
«Игры для развития слоговой структуры слова»
В настоящее время в логопедической работе с детьми, имеющими нарушение в развитии речи, зачастую на первое место выдвигается задача коррекции отдельных звуков. И в процессе коррекционной работы обнаруживаются нарушения овладения слоговой структурой слова. Это одно из нарушений речи у детей дошкольного возраста, которое характеризуется теми или иными трудностями в произношении слов с более сложной слоговой структурой. Это могут быть перестановки, пропуски слогов, что в дальнейшем без коррекции, может перерасти в более серьезную проблему, как дисграфия, дислексия.
Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращение звуков и слогов, значит, структура слов воспроизводится неверно. До трёх лет это физиологически обусловлено, нормально. Но если дошкольник в 4-5 лет произносит: «масолет» (самолет), «писось» (пылесос), «ферваль» (февраль), «липека» (таблетка) и т. п, то это указывает на стойкое нарушение слоговой структуры слова. Самостоятельно, без коррекционной помощи специалиста это нарушение не пройдет. Множественные нарушения слоговой структуры слова является ключевым моментом, свидетельствующим о наличии у ребенка ОНР. Преодоление нарушения слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи не должно отодвигаться на задний план, т.к. в запущенной форме это может привести к трудностям овладения школьной программой.
Необходимо помнить, что нарушения слоговой структуры по-разному видоизменяют слоговой состав слова. Слова могут быть деформированы за счет:
- Сокращения (пропусков) слогов: «капу» (капуста), «ачка» (бабочка), «гуница» (гусеница). В зависимости от сложности нарушения, встречаются ситуации, когда дети сокращают и двусложные слова «пи» (писать), «ку» (кушать) «ка» (пока).
- Нарушения последовательности слогов в слове: «питакан» (капитан), «деворе» (дерево), «гебемот» (бегемот).
- Уподобления одного слога другому: «сисипед» (велосипед), «пупуста» (капуста).
- Искажения структуры отдельного слова: «тул» (стул), «ака» (пока), «абака» (собака) и т.п.
В зависимости от уровня развития речи, такие нарушения встречаются, как и у детей с системным недоразвитием речи, так и у детей с общим недоразвитием речи. Чтобы к 6-7 годам, а может и раньше, дети с речевой патологией начав осознавать дефекты своей речи, не переживали болезненно, не становились молчаливыми, застенчивыми, раздражительными, необходимо как можно раньше начать работу по формированию и развитию слоговой структуры слова. И чтобы процесс этот был интересным и не скучным, предлагаем вам обратить внимание на игры:
- для развития слуховой памяти: «Где позвонили?», «Узнай музыкальный инструмент»;
- для развития слухового внимания: «Сколько раз ударили в барабан?», «Кто позвал?»;
- упражнения для развития чувства ритма и темпа. Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов;
- упражнения на развитие координации рук: «Делай как я».
- графические упражнения: «Продолжи строчку», «Выложи орнамент»,» «Что следующее», «Собери бусы»;
- артикуляционную гимнастику: «Весёлый язычок»;
- упражнения на развитие пространственно-временных представлений: начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. На примере детских сказок- «Репка», «Теремок»;
- игры и упражнения, направленные на развитие умения выделять звук из слова: «Паровозик»(выделять последний звук и подбирать и подбирать на него следующее слово-вагончик), «Подбери слово»(подбираем слова на заданный звук, слог.)
Ориентируясь на предложенный список, можно играть с ребенком в разные игры, модифицировать их, вносить что-то свое.
Надо помнить, что нарушения можно исправить при условии систематической, грамотной работы логопеда при тесном сотрудничестве с родителями.
Игры и упражнения по формированию слоговой структуры слова
Поезд
Взрослый предлагает картинки или карточки со словами. Нужно поместить слова (картинки) в вагончики поезда в зависимости от количества слогов:
1 вагон — слова, состоящие из одного слога,
2 вагон – слова, состоящие из двух слогов,
3 вагон – слова, состоящие из трёх слогов.
Прятки
Взрослый демонстрирует детям картинки (называет слова), затем убирает или накрывает платком картинки и предлагает вспомнить и назвать слова с определённым количеством слог.
Договори слог
Взрослый предлагает детям найти потерявшийся слог. Перед детьми выкладываются картинки. Взрослый произносит первый слог или первые два слога слова-картинки, ребенок это слово договаривает недостающим слогом.
Потерялся слог куда-то.
Изменилось слово — ждёт.
Может, слог найдут ребята,
Кто же слово нам спасёт?
Найди слово
Взрослый предлагает рассмотреть сюжетную картину и назвать слова с определённым количеством слогов.
Урожай
Урожай собрать пора,
Не зевайте, детвора,
Слово верно называйте
И картинки выбирайте!
Каждый участник игры должен выбрать картинки с определённым количеством слогов (1, 2, 3) и положить в нужные корзинки.
Картинки можно предложить по теме овощи: лук, чеснок, морковь, картофель, свёкла, редис, помидор, капуста, баклажан, тыква, кабачок, огурец.
Помоги слову
Придумай начало слова. Взрослый говорит окончание слова. Ребенок добавляет первый слог и называет слово (в зависимости от возможностей детей можно использовать картинки):
… — рево,
… — ляна,
… -ха,
… — жама,
…- дочка,
…- ка,
… -мидор,
… — лина
Слова
Предлагается произнести слова по частям:
а) прошагать его;
б) протопать одной ногой.
в) прохлопать.